Статьи

Г.А.Пысина. Очерк. О КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


Начну издалека. Основатель Википедии Джимми Уэйлс  поместил краткий справочный материал о Валентине Хетагуровой и хетагуровском движении. Это движение и инициатор его возникновения напрямую связаны с историей развития Дальнего Востока. Казалось бы, каждый дальневосточник должен знать и помнить этого человека, если для сведений о ней нашлось место в иностранном ресурсе, претендующем на звание всеобщего энциклопедического справочника. Оказалось, такими знаниями не все обладают. Брошу маленький камешек в сторону преподавателей истории родного края: сложилось впечатление, что забывают на таких уроках сообщить нашим детям важные для истории края обстоятельства. Насколько это важно продемонстрирую словами из СМИ:

«…Сегодня считается, что суть хетагуровского движения в том, что оно было вызвано демографическим дисбалансом. Например, в начале сороковых годов в Комсомольске-на-Амуре на одну девушку приходилось около 300 парней. В течение двух лет только в этот город приехало почти 8 тысяч девушек-хетагуровок. Уже к осени 1937 года на Дальний Восток прибыли 11 500 комсомолок, в том числе 50 инженеров, 550 техников, 20 врачей, 400 медработников со средним специальным образованием, 140 агрономов, 300 зоотехников, 380 учителей, 800 культработников, 300 шоферов, 1 100 токарей, слесарей и электромонтёров, 1 100 счётных работников. Девушки направлялись в самые отдалённые уголки восточной части СССР, работали в школах, больницах, на корчёвке тайги и валке леса, а также на рыболовецких промыслах».

Что дает мне право говорить о недостатках образования молодых земляков? На днях, во время лекции по истории прокуратуры в музее прокуратуры Хабаровского края я задала вопрос слушателям, кто слышал о движении Валентины Хетагуровой? 24 человек, присутствовавшие на лекции, – все дальневосточники, сообщили, что не знают, кто такая Хетагурова. И это не их вина. Опять сошлемся на СМИ:

«5 февраля 1937 года в «Комсомольской правде» появилось письмо Валентины Хетагуровой девушкам Советского Союза:

Девушки! Сестры-комсомолки! К вам от имени молодых дальневосточниц обращаю свой призыв.

Далеко на востоке, в Приморской и Приамурской тайге, мы, женщины, вместе со своими мужьями и братьями перестраиваем замечательный край… У нас мало умелых рук. Каждый человек, каждый специалист на учете. И много еще нужно людей для того… чтобы освоить все богатства края для социализма… Но запомните, на Дальний Восток мы зовем только смелых, решительных, не боящихся трудностей людей…

Нам нужны слесари и токари, учительницы и чертежницы, машинистки и счетоводы, конторщицы и артистки. Все в равной степени. И вот мне хочется, чтоб вслед за нами, подругами боевых дальневосточных командиров, в наш край поехали тысячи отважных и смелых девушек. Я призываю вас, дорогие подруги, сестры-комсомолки, девушки нашей страны, помочь нам в большом и трудном деле…

На этот призыв откликнулись десятки тысяч молодых советских патриоток. Со всех концов страны двинулись на Дальний Восток эшелоны хетагуровок».

У каждого, кто сейчас читает данный материал, возникает вопрос: а причем тут хетагуровское движение, история прокуратуры, современные слушатели курсов повышения квалификации и отсутствие у них знаний о важном периоде истории нашего дальневосточного края? Оказывается, во всем есть провидение Господне. И даже количество слушателей, которые были на лекции в музее прокуратуры края 17 ноября 2011 года (24) по совершенно случайному совпадению соответствует количеству «хетагуровок», прибывших в далекое теперь для нас время по призыву Валентины и к нам, в прокуратуру Дальневосточного края.

Анализ исторического материала о деятельности органов прокуратуры на Дальнем Востоке позволяет обратить внимание на тот факт, что именно город Хабаровск стал не только колыбелью органов прокуратуры Дальнего Востока, где эти органы появились в 1923 года, но  в этом именно городе впервые на Дальнем Востоке (в его современных границах) стали обучать профессиям прокурора и  следователя прокуратуры. Следует напомнить, что едиными органы следствия (в прокуратуре) и прокурорский надзор были с 15 марта 1928 года и до 15 января  2011 года. В краевых архивах совершенно случайно в поле нашего зрения попал документ, в соответствии с которым ответ на вопрос,  когда же впервые на базе прокуратуры Хабаровского края  были открыты  курсы профессиональной подготовки, стал реальным.

Это случилось 5 апреля 1937 года. На призыв известной многим дальневосточникам жены офицера Хетагуровой, на нашу малую родину  с разных концов страны поехали девушки – работать на строительстве заводов и в цехах, в школах и больницах, в клубах и на почте. Но для нас стало открытием, что на призыв Хетагуровой в прокуратуру тогда еще Дальневосточного края прибыла группа из 24 девушек-комсомолок, которые избрали своей судьбой профессию народного следователя  и помощника прокурора. В течение трех месяцев до 15 июля 1937 года они осваивали азы профессии, а затем были направлены на работу в различные районные и областные прокуратуры края и не только на должности народного следователя, но и стали помощниками прокуроров. Мы сейчас располагаем и списком фамилий этих девушек. В настоящий момент я обращаюсь с призывом к читателям сайта, сообщить, есть ли у кого из них сведения  о своих родственниках или знакомых, кто стал участников хетагуровского движения в числе этих 24 девушек. Хотелось, кроме сухих строк официальных бухгалтерских документом, иной официальной переписки, услышать и узнать живые голоса наших сотрудников об этих отважных девушах-москвичках. Мы очень ждем по данному вопросу обратной связи! Пишите нам на сайт! Присылайте фотографии.

Продолжу материал об истории возникновения курсов повышения квалификации (обучения профессии прокурора и следователя прокуратуры) на Дальнем Востоке. Обучение на трехмесячных курсах в прокуратуре Хабаровского края стало регулярным и все сотрудники прокуратуры Дальнего Востока повышали уровень своей подготовки на таких курсах.  Так, в 1939 году такими курсами руководил первый прокурор Хабаровского края – Шевельков Ф.И. В музее прокуратуры края хранится фотография слушателей этих курсов. В дальнейшем, примерно в 1943 года (точная дата пока нами не установлена) эти курсы были реорганизованы в  Хабаровскую юридическую школу.