Статьи

Г.И.Бобровник Три эпохи и четыре прокурора города Комсомольск-на-Амуре

Три эпохи и четыре прокурора города Комсомольск-на-Амуре

Г.И.Бобровник


Почему именно о Комсомольске-на-Амуре? Однозначного ответа у меня нет. Возможно потому, что в следственном управлении прокуратуры Хабаровского края, где впервые отвечала не за себя лично, была определена зона моей ответственности – прокуратуры города Комсомольск-на-Амуре и иные, рядом с ним расположенные. Возможно потому, что Комсомольск – город особенный, притягивающий своей силой. И потому конечно, что он всегда являлся системообразующим – и в смысле вклада в общие результаты, и выявления тенденций, и служил мерилом достоинств той или иной личности. 

В моей надзорной деятельности первым прокурором города стал Леонид Поликарпович Скрыпкин, возглавлявший прокуратуру города в том далеком 1985 году. Эпоха уходящего развитого социализма. Высокоиндустриальный город, ориентированный на военно-промышленный комплекс. При этом масса разнообразных проблем, начиная от обеспечения населения жильем, продовольствием и, конечно, его безопасностью – несколько исправительно-трудовых колоний, в городе и рядом, десятки спецкомендатур с тысячами отбывающих наказание, часто оседавших в городе после отбытия срока, осложнявших и без того напряженную оперативную обстановку.

Прокурор тогда воспринимался как эталон законности, авторитет прокурора в обществе был очень высок. И среди населения, и среди должностных лиц города. Леонид Поликарпович был под стать своей должности: умный, интеллигентный, ответственный, человек и слова, и дела. Граждан в ту пору принимали без предварительной записи и очень часто не в дни приема. И часто решали их проблемы в ходе первичного личного приема, отложив не менее важные дела, чему я являюсь свидетелем. Таковым был и сам Леонид Поликарпович, и, по его поручению, заместитель или его помощники.

Когда-то Л.П.Скрыпкин был прокурором-криминалистом — по этой или другой причине, но дела следователей прокуратуры он знал прекрасно, с полуслова понимая проблемы или суть моих претензий. И не только понимал, но и делал все, что требовалось для полноценного расследования дел и принятия по каждому расследованию законного решения.

Еще помню увлечение Л.П.Скрыпкина фотографией, можно сказать, на высоком профессиональном уровне. Как-то он показывал мне свои работы. Были там и фото первых лиц государства Л.И.Брежнева и М.С.Горбачева, побывавших каждый в свое время в г.Комсомольске и, по моему убеждению, они именно там начинали понимать, как живется народу. Во всяком случае, после их общения с жителями в городе появлялись и товары потребления, и улучшалось снабжение. Увы, почти весь архив фотографий, находящийся в помещении подвала прокуратуры, погиб после аварии с затоплением.

Коллектив прокуратуры города работал стабильно, состав сплоченный. Приезжая в Комсомольск в очередную служебную командировку, я размещалась со своим рабочим местом непосредственно в кабинетах у следователей и жизнь прокуратуры видела вживую и непредвзято: руководителя уважали и ценили как профессионала и глубокого порядочного человека.

Л.П.Скрыпкин, приверженец здорового образа жизни, насколько я помню, еще и организовал коллективные походы после работы в бассейн.

Человек широчайшего кругозора, Леонид Поликарпович вникал в суть любой проблемы. Как-то обсуждая с ним конкретное уголовное дело о браконьерстве, пришли к печальному для себя выводу, что иногда и само государство, определяя квоты, порядок их использования, ведет себя как браконьер.

Время идет быстро и сейчас, а тогда на сломе эпох, каждый день приносил что-то новое. Сменилось руководство прокуратуры края. Постоянно с чем-то боролись: с простоями вагонов, с алкоголем, за дисциплину, еще с чем-то. Усложнялись уголовные дела, которые расследователи следователи прокуратуры города. Во всяком случае, только прокуратура города Комсомольска расследовала хищения в особо крупных размерах, в краевом аппарате таких дел и близко не было. Самый умный из следователей Н.Л.Пилипчук – видимо, не только по моей оценке - потом стал прокурором района в Комсомольске, заместителем прокурора Хабаровского края, затем возглавлял прокуратуры трех субъектов.

Копились проблемы и в организации прокурорского надзора в целом, об этом мы тоже разговаривали с Л.П.Скрыпкиным. О несовершенствах многие тогда говорили в кулуарах. А Леонид Поликарпович сказал об этом на коллегии прокуратуры края. И тогда и сейчас трудно судить: те ли слова подобрал, своевременно ли начал, следовало ли вообще поднимать такие вопросы. Но вскоре Л.П.Скрыпкин подал заявление и ушел на пенсию. Мне кажется, что ему было едва за 50 лет.

К сожалению, после ухода на пенсию Леонид Поликарпович прожил совсем немного. Я встречалась с ним буквально за месяц до его смерти, скончался он от рака печени – говорят, что такая форма развивается скоротечно.

А тем временем наступала новая эпоха перехода от одного строя к другому, определение которому не дано до сих пор.

В конце 1988– начале 1989 года на должность прокурора города Комсомольск-на-Амуре был назначен Владимир Ефимович Теркин, прокурор с большим профессиональным и жизненным опытом, с широким кругозором и не только в области юриспруденции, с высокими культурными запросами, с желанием познания и внедрения нового, с амбициями большой самостоятельной работы, что и произошло через пару лет, когда он стал прокурором Амурской области*.

Приехав после назначения на должность, Владимир Ефимович обошел в прокуратуре края всех зональных прокуроров, как я понимаю, не меньше десятка человек. У меня он провел часа полтора, если не два. Обсудили дела каждого из следователей прокуратуры города, по находившимся у меня на контроле он записал вопросы, требующие разрешения. Мог бы ограничиться изучением личных дел в кадрах – как делали все – но он пошел более трудным, хотя и наиболее объективным путем.

Вскоре я была назначена на должность старшего помощника прокурора края, прокуратура города Комсомольска перестала быть курируемым мной подразделением по вопросам следствия в прокуратуре. Бывать там реже не стала, но уже по целому комплексу вопросов. Разве что новая моя должность теперь не позволяла слышать мнение и видеть искреннюю реакцию следователей и помощников  на действия и решения прокурора города, как это было раньше.

Но один местный анекдот мне рассказали – это диалог В.Е.Теркина и одной из помощников прокурора города. Владимир Ефимович ее спрашивает: «Вы ходили в КНАМ (местный самобытный театр, известный далеко за пределами края)?». «К Вам?», – переспрашивает та. «Да, в КНАМ, КНАМ», – отвечает Теркин. Ответ: «Но Вы к себе не приглашали»…

Прокуратура города силы не растеряла, несмотря на еще более усложнившуюся жизнь, социальную напряженность, экономический спад и разрушение государственности. Социальных взрывов в городе с активным участием прокуратуры во главе с Владимиром Ефимовичем удалось не допустить – и уже одно это было победой, которую сейчас кому-то трудно понять и оценить. А что такое депутатские приемы, проводимые депутатом Верховного Совета РСФСР, Генеральным прокурором России и бывшим прокурором Хабаровского края В.Г.Степанковым – объяснять, надеюсь, не надо. Участие  в их подготовке принимал и Владимир Ефимович, зачастую разрешавший возникшую проблему при наличии хотя бы минимальной возможности еще до приема.

Что-что, а закалку и опыт выживания в самых сложных условиях город Комсомольск давал по всем направлениям и всем прокурорам…

При В.Е.Теркине в прокуратуре города появился первый компьютер – их еще не было в прокуратуре края! Насколько помню, компьютер был передан в безвозмездное пользование тогда еще богатым заводом, выпускающим военную продукцию. Видимо, в силу авторитета городской прокуратуры – надзор за этим заводом В.Е.Теркин точно не осуществлял. «Главным» при компьютере стал заместитель прокурора города умнейший Валерий Алексеевич Козлов, математические и аналитические способности которого были общеизвестны. Мне, например, он за 20 минут написал небольшую программу для контрольных жалоб. Примерно столько же времени я ему объясняла, что мне надо. Очень простая, емкая и эффективная, действительно нужная схема. Позже в Генеральной прокуратуре я удивлялась громоздкости и неуклюжести программы по жалобам, требующей массу времени для ее заполнения, от которой пользы с учетом трудозатрат было меньше, чем вреда, не раз добрым словом поминая аналогичный труд Валерия Алексеевича.

К средине 1991 года В.Е.Теркин, закаленный в горниле Комсомольска, заслуженно стал прокурором Амурской области. В отставку вышел через 7 лет, как говорят коллеги-ветераны, после политического противостояния в органах власти субъекта. С ветеранами прокуратуры области никогда связи не порывал, не дистанцировался исходя из статуса, встречается и в официальной, и неофициальной обстановке и по сей день.

«Вторым» прокурором города Комсомольск-на-Амуре «переходной» эпохи стал, как считалось, молодой для такой должности и вообще молодой Александр Борисович Влащенко, прослуживший в этой должности около 5 лет. Тем, кто в эти годы не работал, не говоря о тех, кто не был в сознательном возрасте, вообще ничего объяснить невозможно. Завершение развала СССР, нагрянувшая приватизация – вовсе не такая, как значилось, например, в Законе «Об именных приватизационных счетах» – закрытие вчера еще стабильно работающих предприятий, реально появившаяся безработица, открыто заявившая о себе организованная преступность, можно долго перечислять признаки лихих времен.

Прокуратура продолжала помогать людям, служить общественным и государственным интересам, используя меры как прокурорского реагирования, так и личный авторитет прокурора. Как всегда, защищали самое важное, что волновало человека – право на оплату труда, жилищные права, интересы потерпевших от преступлений, пресекали произвол чиновников.

В те годы были периоды, когда даже в служебные командировки ездили за собственный счет – так что единение с народом и знание реальной жизни у сотрудников прокуратуры было полное.

Более того, каждый день приносил что-то новое, требующее незамедлительной реакции – лишь стабильный коллектив прокуратуры, где были и опытные сотрудники, и молодые энтузиасты, позволяли справиться, как теперь красиво говорят, «с новыми вызовами», формируя и опыт прокурорского надзора, и его совершенствование.

Примечательно, что при всех четырех прокурорах сохранялся основной костяк, а если увольнялись сотрудники, то уходили, как правило, в судьи или на вышестоящие должности.

В Комсомольске мы впервые увидели и известного «вора в законе», лидера организованной преступности Дальнего Востока господина Васина. Арестован он будет и умрет в следственном изоляторе в статусе обвиняемого уже при другом прокуроре города. Будучи в командировке, вместе со старшим помощником прокурора края Раисой Давыдовной Нудман, в кабинете прокурора города, который принимал граждан, изучали документы, готовясь к проведению учебного семинара. На выходящего после приема мужчину внимания не обратили. А.Б.Влащенко нас просветил, что это приходил Васин с предложениями о наведении порядка в городе! Такие интересные были времена – притом, что прокуратура города уже пыталась привлечь  его к уголовной ответственности.

Освободив должность по собственному желанию, А.Б.Влащенко оставил о себе добрую память – он единственный в органах прокуратуры края был награжден Орденом «За личное мужество».

Высокую правительственную награду получил за то, что при захвате в детском саду заложников пошел вместо них. Преступление по тем временам было дерзким, если не сказать, что диким. А как все мы тогда возмущались, что в Уголовном кодексе не было соответствующей нормы, предусматривающей ответственность именно за захват заложников.

И, наконец, четвертый,  последний для меня прокурор города Комсомольск-на-Амуре Владимир Евгеньевич Пахомов – почти 20 лет, с 1996 по 2015 год как тот атлант из песни – или как другой герой из другой песни – стоял на защите рубежей закона в этом необыкновенном городе, пока «смена не пришла». Это не высокопарные слова, это суровая реальность, которую мало кому дано осилить.

Не буду повторяться: на ветеранском сайте в день рождения Владимира Евгеньевича 27.11.2022 подробно рассказано о его профессиональном пути, о полученных наградах и званиях.

Комсомольск-на-Амуре действительно стал городом его судьбы.

Именно здесь в сложный период становления новой Российской государственности, во времена, которые сейчас мягко называют постперестроечными, он прошел и школу мужества, и школу выживания.

Всем напастям этого времени В.Е.Пахомов противопоставил силу духа, свою уверенность в завтрашнем дне, беззаветное служение людям и закону, эффективную организацию работы самой прокуратуры. Тогда же были реорганизованы районные прокуратуры, и прокуратура города по своему кадровому составу и объему работы, по сути, заняла место прокуратуры субъекта, и не самого маленького.

И его предшественники, и Владимир Евгеньевич принимали меры не только к совершенствованию собственной деятельности, но и к организации сплоченного взаимодействия всех правоохранительных органов города, эффективной, не декларативной координация. Эти согласованные действия профессионально сильных и ответственных коллективов каждый по своему направлению обеспечивали раскрытие наиболее опасных преступлений, а затем и уголовное преследование обвиняемых во все известные мне времена, и лучше всех в крае.

Много ли в России служебных кабинетов городских прокуроров, в которых побывали сразу два Генеральных прокурора Российской Федерации?

В кабинете прокурора города Комсомольск-на-Амуре в разное время выступали В.Г.Степанков и Ю.Я.Чайка. Туда же к прокурору города В.Е.Пахомову наведывался депутат Государственной Думы В.И.Шпорт, ставший в дальнейшем Губернатором Хабаровского края. В один из таких визитов, свидетелями которого были я и Р.Д.Нудман, обсуждались очередные изменения в УПК РФ, принятые Государственной Думой, расцененные практическими работниками как – не побоюсь этого слова – вредительские. Когда Владимир Евгеньевич тактично сказал об этом депутату, тот поведал, как представляли в Думе эти изменения, утверждали об их эффективности и пользе. Не думаю, что этот разговор не был учтен депутатом в дальнейшей законотворческой работе.

В полной мере В.Е.Пахомов познал и что такое держать удар. Это не просто слова, за ними стоят личное мужество, силы, затраченные на сопротивление административной ретивости сотрудников вновь сформированного органа прокуратуры в федеральном округе, пытавшихся завоевать авторитет по принципу: «Бей своих, чтобы чужие боялись». Как самая большая в крае, прокуратура города очень для этого, видимо, подходила. Сколько бесконечных проверок вынес на себе Владимир Евгеньевич, скольких сотрудников защитил от беспочвенных взысканий, а то и увольнения, сколько его энергии ушло на то, чтобы объяснить,  чем отличаются результаты работы от так называемых показателей и в чем смысл работы прокурора.

Он выстоял и закалился. Такие, как он, никогда не сдаются сами, и никогда не сдают своих подчиненных.

Глядя на профессиональную жизнь Владимира Евгеньевича понимаешь, что и один в поле воин.

Кто только потом не отчитывался о своем вкладе в дело борьбы с организованной преступностью на Дальнем Востоке, но именно он принял на себя первым удар, не рассчитывая ни на чью поддержку.

Безусловно, громадную работу провели и красиво – пусть это не совсем точное определение – сработали органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Но уголовное дело возбудил он, взяв на себя всю ответственность, и аресты главных фигурантов поддержал он. «Делай как должно – и будь, что будет», – говорили рыцари. Он сделал и победил. Победил потому, что, не провозглашая лозунгов, привык делать дело и жить по совести – и человеческой, и профессиональной. Просто, как у великого полководца А.В.Суворова: «Жизнь – Отчизне, честь – себе самому».

И так все годы службы прокурор города Комсомольск-на-Амуре В.Е.Пахомов добивался поставленной цели, какие бы препятствия не встречались на пути, самоотверженно принимал участие в человеческих судьбах, помогал людям, стремясь восстановить справедливость, проявлял мудрость в сложных ситуациях и постоянство жизненных приоритетов, выработал способность видеть в людях лучшее. При этом еще и поражал многих своей личной скромностью, напоследок отказавшись от почетной должности советника Генерального прокурора Российской Федерации. И продолжает жить в городе Комсомольске.

Вот такие достоинства Владимира Евгеньевича познали в полной мере и жители города юности, и сотрудники прокуратуры, и все те, кто мог с ним общаться.

С такими интересными личностями и выдающимися профессионалами повезло трудиться и мне, в те годы старшему помощнику прокурора Хабаровского края по организационным вопросам, контролю исполнения и рассмотрению писем граждан Г.И.Бобровник.

Заранее приношу извинения за возможные неточности  в деталях и датах. Кто-то не согласится с моими оценками, кому-то будет мешать моя персона: но я запомнила именно так, уж простите. И еще: никто из прокуроров города не жаловался ни на сложную обстановку в городе, ни многочисленные проблемы, ни на бездарность или подлость отдельных лиц, это скорее напоминание нам – свидетелям ушедшей эпохи – о ее сложности, противоречиях, о высоком уровне профессионализма и ответственности многих людей того времени, хочется верить, и настоящего.

Г.Бобровник

*http://pressa-lex.ru/?p=2440  Здесь можно прочесть статью старшего помощника прокурора Амурской области Е.Кондратьевой «Новаторский характер», опубликована статья в шестом номере журнала «Завонность» за 2018.