Новости

Третий Нюрнберг – Хабаровский процесс 1949г


Третий Нюрнберг – Хабаровский процесс 1949г


В 2013 году город Хабаровск признали городом Воинской Славы, появилась площадь имени города Хабаровска – города Воинской Славы, выпущена книга «Хабаровск – город Воинской Славы», в которой отражены сведения о Героях Советского Союза, жителях нашего города.

Центральная аллея сквера, созданного у основания Площади имени города Хабаровска – города Воинской Славы, приведет вас в Городской Патриотический интерактивный Центр, в котором проходят встречи ветеранов с молодежью города, содержатся интересные исторические сведения, в том числе интерактивные экраны помогут найти сведения о ваших родственниках, участниках Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны, чьи имена занесены в Книгу Памяти. 

Город Хабаровск – единственный город в стране, где в декабре 1949 года прошел международный процесс. Его официальное название: Хабаровский процесс над японскими военными преступниками, разработавшими бактериологическое оружие с целью использования его против населения Китая и СССР, других стран антигитлеровской коалиции. Сам по себе процесс над создателями бактериологического оружия – единственный в своем роде за всю историю человечества. Полуофициально Хабаровский процесс называют: Третий Нюрнберг.

70 лет со дня Хабаровского процесса (2019г) прошли незаметно, лишь на традиционных Чернышевских Чтениях (декабрь 2019г, Хабаровск) продемонстрировали отрывки из документального фильма о специализированных японских подразделениях «Отряд-731», «Отряд-100», располагавшихся в предвоенные и военные годы у города Харбина (КНР). Отряд 731 – специальный отряд японских вооруженных сил, занимался исследованиями в области биологического, опыты производились на живых людях (военнопленных, похищенных). В этом отряде также проводились бесчеловечные опыты с целью установления количества времени, которое человек может прожить под воздействием разных факторов (кипяток, высушивание, лишение пищи, лишение воды, обмораживание, электроток, вивисекция людей и др.). Нередко жертвы в отряд попадали вместе с членами семей; также было много случаев, когда в отряд забирали (в подопытные) членов семьи жертвы, пытавшихся узнать у японских властей судьбу арестованного родственника

Отряд создан в 1932 году, имел в составе три тысячи человек и дислоцировался на оккупированной территории Китая в районе посёлка Пинфан провинции Биньцзян, в двадцати километрах южнее города Харбина. Командовал отрядом генерал-лейтенант Сиро Исии (с 1932 по июнь 1942 года), с июля 1942 по февраль 1944 года командовал Китано Масадзо. Согласно данным национального архива Японии, раскрытым в апреле 2018 года, в экспериментах над людьми также участвовали Ясудци Канэко, Ёсио Синодзука, и Рёити Найто. Последний стал учредителем фармацевтической корпорации «Зелёный крест».

Ветераны прокуратуры Хабаровского края провели видео урок «Хабаровский процесс» в РАНХиГС (организаторы Е.М.Крадожён-Мазурова, кандидат филологических наук, доцент Академии и ветеран прокуратуры Г.А.Пысина), сделали небольшое сообщение на Курсах повышения квалификации для работников прокуратур Забайкальского края, Иркутской области, Саха (Якутия), Дальнего Востока, обратив внимание на особую роль органов прокуратуры в сборе и сохранении доказательств в годы войны по делам, расследованным и рассмотренным трибуналами против международных военных преступников, в том числе против японских военных преступников, создателей бактериологического оружия.

Государственным обвинителем в Хабаровском процессе был прокурор Лев Николаевич Смирнов, в то время занимавший должность прокурора по особым поручениям при Генеральном прокуроре СССР.

Во время указанных уроков подробно остановились на биографии Льва Николаевича Смирнова. Родился Л.Н.Смирнов в 1911г в Санкт-Петербурге, окончил Ленинградский университет. До начала Великой Отечественной войны он уже работал следователем прокуратуры. С 1939 года он – следователь-методист. Вероятно, именно эта функция в следствии предшествовала появлению службы прокуроров-криминалистов (20 октября 1954 года). Можно утверждать, что Смирнов был наиболее подготовленным, был способен обучать других следователей прокуратуры раскрывать преступления, собирать доказательства и расследователь уголовные дела. С началом войны Смирнов призван в армию и становится военным следователем (на Ленинградском фронте). С середины 1942 года Л.Смирнов – следователь по важнейшим делам, затем прокурор следственного отдела, и, наконец, прокурор для особых поручений при Генеральном прокуроре СССР. В его обязанности конкретно входило расследование уголовных дел в отношении гитлеровцев о совершенных ими преступлениях на оккупированной территории СССР. Осмотры места происшествий, процессуальное закрепление доказательств фактов совершения преступлений фашистов против мирного населения – такую работу выполняли многие следователи прокуратуры. И именно результаты этой работы были представлены государственными обвинителями от прокуратуры Союза в международных процессах над военными преступниками. Л.Н.Смирнов после окончания войны – помощник государственного обвинителя Р.А.Руденко в Нюрнбергском процессе (1946г – он поддерживает обвинение в отношении структур СС, Гестапо, СД); затем заместитель государственного обвинителя С.А.Голунского в Токийском процессе (1946/48гг); наконец, государственный обвинитель в Хабаровском процессе (1949). После работы в органах прокуратуры с 1972г. он 12 лет возглавлял Верховный Суд СССР, Герой Социалистического труда, был Председателем Ассоциацию советских юристов.

Сложно ли ему было в Хабаровском процессе? Скорее да, чем нет.

Во-первых, военные действия были не на нашей территории, а на территории Манчжурии. Это значит, что сбор доказательств обвинения проходил в сложных процессуальных условиях.

Во-вторых, Смирнов сам лично (как это было с 1942г и по 1945г) никаких процессуальных действий не производил и в них не участвовал, то есть доказательства не собирал и не закреплял. Какова была доказательственная база в Хабаровском процессе? Следует отметить, что подсудимые пошли на контакт со следствием и дали подробные показания о функционировании завода по производству бактериологического оружия, его руководителях, целях и опытах, производимых над людьми. Приговор был обвинительным, хотя сроки наказания не были значительными. Смертная казнь в Хабаровском процессе, в отличие от Нюрнбергского и Токийского, не применялась, в первую очередь, потому что на тот момент была запрещена в нашей стране.

Состав военного трибунала: председательствующий Д.Д. Чертков, члены военного трибунала М.Л. Ильницкий и И.Г. Воробьев.

В Хабаровском процессе участвовало 5 переводчиков: Г.Г.Пермяков, Цвиров, Ким, Байков и Огородников. (На предварительном следствии по этому делу переводчиков было 14). Адвокаты в судебном процессе: Н.К.Боровик, Н.П.Белов, С.Е.Санников, А.В.Зверев, П.Я.Богачёв, Г.К.Прокопенко, В.П.Лукьянцев, Д.Е.Болховитинов

По показаниям на суде командующего Квантунской армией генерала Отодзо Ямады «Отряд 731» был организован в целях подготовки бактериологической войны, главным образом против Советского Союза, Монгольской народной республики, Китая и других государств.

Хабаровский процесс, государственным обвинителем в котором являлся Л.Смирнов, проходил в Доме офицеров Дальневосточного военного округа (ул.Шевченко, г.Хабаровск). Несколькими зданиями ближе к Речному вокзалу располагалась прокуратура Хабаровского края. Были ли у Л. Смирнова, как у государственного обвинителя, помощники из числа работников прокуратуры Хабаровского края? Мы не знаем ответа на этот вопрос. Работа с архивными материалами помогла бы составить полную картину событий того исторического процесса, который закончился вынесением обвинительного приговора 25 декабря 1949 года.

Обвиняемым вменялось в вину создание в Квантунской армии специальных подразделений (отряда 731, отряда 100), занятых разработкой бактериологического оружия, в частности, разведением бактерий чумы, холеры, сибирской язвы и других тяжёлых заболеваний, проведение экспериментов над людьми (в том числе советскими военнопленными) по заражению их этими заболеваниями, использование бактериологического оружия против Китая.

Обвинение предъявлено по пункту 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года №39 «О мерах наказания для немецко-фашистких злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников», предусматривавшему ответственность в виде смертной казни через повешение. Вина всех обвиняемых доказана в ходе процесса, и каждому, с учётом степени виновности, назначены наказания в виде различных сроков лишения свободы от 25 до 2 лет. К смертной казни не приговорён никто, поскольку смертная казнь в СССР на тот момент отменена Указом ПВС СССР от 26.05.1947.

Судебным следствием доказано, что в «Отряде 731» на живых людях, которых японцы между собой называли «брёвнами», на подопытных (китайцах, русских, монголах, корейцах, схваченных жандармерией или спецслужбами Квантунской армии), проводились и другие, не менее жестокие и мучительные опыты, не имевшие непосредственного отношения к подготовке бактериологической войны

Некоторые военные врачи отряда получили беспрецедентный опыт, к примеру, вскрытия живого человека. Живое вскрытие состояло в том, что у подопытных под наркозом или под местной анестезией постепенно извлекали все жизненно важные органы, один за другим, начиная с брюшины и грудной клетки и заканчивая головным мозгом. Ещё живые органы, называемые «препаратами», уходили на дальнейшие исследования в разные отделы отряда.

Хабаровский процесс – суд над группой бывших военнослужащих японской квантунской армии, обвинявшихся в создании и  применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола 1925 года в период Второй Мировой войны.

По итогам Хабаровского процесса осуждены 12 военных преступников: Ямада Отозоо, Кадзицука Рюдзи, Такахаси Такаацу, Кавасима Киоси – к 25 годам; Карасава Томио и Сато Сюндзи – к 20 годам; Ниси Тосихидэ – к 18; Митомо Кадзуо – к 15; Оноуэ Macao – к 12; Хиразакура Дзенсаку – к 10; Курусима Юдзи – к 3 годам; Кикучи Норимицу – к 2 годам с отбывание наказания в ИТУ. На обжалование дано 72 часа.

Тема этого процесса, сам характер преступлений, за которые осуждены граждане Японии, как международные преступники, еще ждут своих исследователей. 


Г.Пысина

Нет комментариев

Добавить комментарий